...
Я долго думал, чем экзистенциальная тошнота отличается от той тошноты, которую можно расценить как симптом депрессии. Как правило, то, что называют экзистенциальной тошнотой, развивается у людей неявно. То есть, симптомов тошноты нет, потому что у здорового человека существует так называемая способность к гиперкомпенсации.
То есть, когда человек в своей внутренней жизни приближается к каким-то опасным вещам, каким-то опасным выводам, каким-то экстремальным переживаниям собственного я или окружающего мира, он не сознательно, но в нём так это заложено, это считается здоровый механизм, сработает компенсаторный механизм защиты.
То есть, он начинает уходить в работу, в секс, в алкоголь, ещё куда-то. А потом уже, когда эта гиперкомпенсация принимает уже какие-то чудовищные размеры и человек, так или иначе, понимает, что у него какие-то проблемы, и он сталкивается с этим, тогда он попадает к психологу, к психиатру, это в лучшем случае.
Но это в обществах, где развита (это в России такого ещё нет, хотя уже, но это всё носит карикатурный характер) , где развита традиция искать какой-то помощи в своей эмоциональной, в своих эмоциональных проблемах у психолога, у психиатра. И тогда это называется, когда человек не говорит, что " Ой блин, меня от всего тошнит, у меня смысла жизни нет, я потерял, я не знаю, зачем я живу и т.д." , нет, там так не происходит.
Человек, когда приходит с какими-то другими проблемами, хороший психолог или психотерапевт начинает копать, копать, копать, копать и выкапывает тошноту. То есть, под всеми этими компенсациями, защитами, была эта тошнота, от которой человек прятался. А когда тошнота первична, скорее всего, это симптом депрессии, потому что, ой даже не симптом депрессии, я не знаю, в твоём случае, что послужило пусковым механизмом
В 20 лет ты уже курила, вот. Курение, дурь, вызывает состояние деперсонализации. Состояние деперсонализации - это отчуждение от собственного, от собственных психических процессов, от собственных, т.е. ты можешь на себя смотреть со стороны. Иногда это доходит, то есть, не просто ты смотришь на себя с эмоциональной стороны, отчуждённо, а ты можешь даже на тело своё смотреть как со стороны, как будто оно не твоё. Вот, да, и этот опыт может быть травматическим.
Понимаешь, ты говоришь, что просветление, что это называют в Индии просветлением. Это не то, потому что в Индии это - пустота. И эта тошнота, она не такая, как у нас с тобой. У них это - ценность. Тот опыт пустоты, он у них со знаком плюс. У нас это со знаком минус. И это не значит, что, потому что мы в силу своей непросветлённости, и неготовности, и некультурности, не можем поставить знак плюс. Не поэтому. Я думаю, там состояние принципиально отличается от тех, которые мы называем тошнотой, а там - просветлением. Они - не другие, там нет диссонанса.
Что такое тошнота? Это когнитивный диссонанс, это когнитивно-эмоциональный диссонанс, заключающийся в том, что тебя тошнит, то эта тошнота тебя не убивает. И ты продолжаешь жить на каком-то, получается, автомате, не испытывая, не будучи вовлечённым в эту жизнь, в какие-то процессы, в том, во что раньше был вовлечён. На всё это смотришь каким-то стерилизованно, на всё смотришь со стороны. Это не просветление. Это, наоборот, усугубление того, что презирается в Индии или в буддизме.
Это усугубление двойственности, дуализма между каким-то твоим супер-эго. То есть, исчезает вообще, если и была какая-то целостность худо-бедно, то тут вообще целостность исчезает и возникает вот эта раздвоенность. Раздвоенность-дистанция между тем тобой, каким ты продолжаешь быть, кушающим, писающим, занимающимся сексом, и таким, который за всё, на всё это наблюдает. И от этой дистанции наблюдателя по отношению к тому, чем ты занимаешься, происходит ощущение обессмысливания, потому что ты не полностью вовлечён.
link