В 20-х годах выдающийся социальный психолог и философ Эрих Фромм предсказал появление «общества потребления», в котором будет стимулируется обладание материальными ценностями в противовес реализации себя в любви и творчестве. Прогнозы Фромма давно стали реальностью. Сегодня проблема одиночества интересует не только философов, психологов но и оказалась в центре внимания маркетологов.
Профессор Rik Pieters из датской школы школа экономики и менеджмента (Tilburg University) проанализировал анкеты свыше 2500 покупателей за 6 лет. Результаты его работы были опубликованы в июньском номере Journal of Consumer Research. В публикации говорится следующее - «Принято считать, что существует порочный круг, в котором одиночество приводит к потребительству, а потребительство, в свою очередь, способствует одиночеству». Далее автор подвергает этот тезис сомнению, поясняя, что в этом порочном круге, бывают счастливые исключения. По его данным чувство одиночество росло для тех потребителей, которые расценивали покупки как как меру успеха или «прививку счастья», но в тех случаях, когда покупки делались только для собственного удовольствия, чувство одиночество снижалось. Интересно что мужчины чаще женщин рассматривают приобретенные материальные ценности как меру успеха.
Хотя автор и отрицает универсальность мнения о том что безудержное потребительство ведет к одиночеству и наоборот, данные его исследования не противоречат работам Фромма, которые были написаны задолго до потребительского бума.
В этом свете интересны прогнозы, сделанные Фроммом в 1968 году относительно той технологической эры, которая зарождается на наших глазах: «Призрак бродит среди нас, но лишь немногие четко его видят. Это не старый призрак коммунизма или фашизма. Это новый призрак: полностью механизированное общество, посвящающее себя исключительно материальному производству и потреблению и направляемое компьютерами; и в этом социальном процессе человек сам превращается в часть гигантской машины, хорошо обеспеченную хлебом и зрелищами, но пассивную, неживую и мало способную чувствовать. С победой нового общества индивидуализм и приватность исчезнут; чувства к другим будут строиться по правилам психологического формирования условных рефлексов и с помощью других способов или наркотиков, которые также выступают как новый вид интроспективного переживания» (Э.Фромм. Революция надежды. Избавление от иллюзий. / Перевод с англ.; Предисловие П. С. Гуревича. - М.: Айрис-пресс, 2005)
Имя * | Пожалуйста, укажите ваше имя. Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста |
---|---|
Ошибка в почтовом адресе | |
Текст * | Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов) |
отправить | |