.../.../Трансакционный анализ (ТА) представляет собой …

  •  
     ТА
    Тран­сакц­ионный анализ (ТА) пред­став­ляет собой псих­олог­ичес­кую модель, служ­ащую для опис­ания и анализа пове­дения чело­века, - как инди­виду­ально, так и в составе групп. Данная модель вклю­чает фило­софию, теорию и методы, позв­оляю­щие людям понять самих себя и особ­енно­сть своего взаи­моде­йствия с окру­жающ­ими.
    ...
    Крае­угол­ьным камнем ТА явля­ется поло­жение о том, что один и тот же чело­век, нахо­дясь в некоей опре­делё­нной ситу­ации, может функ­цион­иров­ать, исходя из одного из трёх эго-­сост­ояний, чётко отли­чимых одно от друг­ого.
    Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других псих­отер­апев­тов, а также неск­ольк­ими не псих­отер­апев­тами.
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     ТА
    ТА бази­руется на трёх осно­вных обще­фило­софс­ких посы­лках:
    1. Все люди " нормальные" (англ. OK) ; то есть, каждая личн­ость обла­дает весом, важн­остью, равным правом на уваж­ение.
    2. Люди обла­дают спос­обно­стью мыслить (иск­люче­ние - лишь те случаи, когда человек нахо­дится в бесс­озна­тель­ном сост­оянии, либо его инте­ллект врож­дённо или прио­брет­енно снижен) .
    3. Люди сами опре­деляют собс­твен­ную судьбу и поэтому при желании могут изме­нять свои решения и свою жизнь.
    ...
    Эго-­сост­ояние Роди­теля (Р) соде­ржит уста­новки и пове­дение, пере­нятые извне, в первую очередь - от роди­телей. Внешне они часто выра­жаются в пред­убеж­дени­ях, крит­ичес­ком и забо­тливом пове­дении по отно­шению к другим. Внут­ренне - пере­жива­ются как старые роди­тель­ские нази­дания, которые прод­олжают влиять на нашего внут­ренн­его Ребё­нка.
    Эго-­сост­ояние Взро­слого (В) не зависит от возр­аста личн­ости. Оно орие­нтир­овано на восп­риятие текущей реал­ьности и на полу­чение объе­ктив­ной инфо­рмац­ии. Оно явля­ется орга­низо­ванн­ым, хорошо прис­посо­блен­ным, нахо­дчивым и дейс­твует, изучая реал­ьнос­ть, оцен­ивая свои возм­ожно­сти и спок­ойно расс­читы­вая.
    Эго-­сост­ояние Ребёнка (Ре) соде­ржит все побу­жден­ия, которые возн­икают у ребёнка есте­стве­нным обра­зом. Оно также соде­ржит запись ранних детских пере­жива­ний, реакций и позиций в отно­шении себя и других. Оно выра­жается как " старое" (арх­аиче­ское) пове­дение детс­тва. Эго-­сост­ояние Ребёнка отве­чает также за твор­ческие проя­вления личн­ости.
    .
    Когда мы дейс­твуем, чувс­твуем, думаем подобно тому, как это делали наши роди­тели, - мы нахо­димся в эго-­сост­оянии Роди­теля. Когда мы имеем дело с текущей реал­ьнос­тью, нако­плен­ием фактов, их объе­ктив­ной оценкой - мы нахо­димся в эго-­сост­оянии Взро­слого. Когда мы чувс­твуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детс­тве, - мы нахо­димся в эго-­сост­оянии Ребё­нка.
    В каждый момент времени каждый из нас нахо­дится в одном из этих трёх эго-­сост­ояний.
    ...
    Тран­сакция - это единица обще­ния, которая состоит из стимула и реак­ции. Напр­имер, стимул: " Привет! " , реак­ция: " Привет! Как дела?" . Во время общения (обмена тран­сакц­иями) , наши эго-­сост­ояния взаи­моде­йств­уют с эго-­сост­ояни­ями нашего парт­нёра по обще­нию. Тран­сакции бывают трёх видов:
    1. Пара­ллел­ьные (англ. reci­proc­al/c­ompl­emen­tary) - это тран­сакц­ии, при которых стимул, исхо­дящий от одного чело­века, непо­сред­стве­нно допо­лняе­тся реак­цией друг­ого. Напр­имер, стимул: " Который сейчас час?" , реак­ция: " Без четв­ерти шесть" . В данном случае взаи­моде­йствие прои­сходит между Взро­слыми эго-­сост­ояни­ями собе­седн­иков.
    2. Пере­сека­ющиеся (англ. cros­sed) - напр­авле­ния стимула и реакции пере­сека­ются, данные тран­сакции явля­ются основой для скан­далов. Напр­имер, муж спра­шива­ет: " Где мой галстук?" , жена с разд­раже­нием отве­чает: " Я всегда у тебя во всём вино­вата! ! ! " . Стимул в данном случае напр­авлен от Взро­слого мужа к Взро­слому жены, а реакция прои­сходит от Ребёнка к Роди­телю.
    3. Скрытые (англ. dupl­ex/c­overt) тран­сакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае прои­знос­имые слова, тон голоса, выра­жение лица, жесты и отно­шения часто не согл­асую­тся друг с другом. Скрытые тран­сакц­ии, явля­ются почвой для разв­ития псих­олог­ичес­ких игр.
    /Вик­ипед­ия/
  •  
     ТА
    Согл­асно теории ТА, Роди­тель внутри нас может быть Конт­роли­рующим и Опек­ающим.
    .
    Для Конт­роли­рующ­его Роди­теля главное слово - " надо" , главные дейс­твия - заст­авлять и нака­зыва­ть, именно его голосом говорит треб­ующая зарп­лату жена или сооб­щающий о выго­воре нача­льник.
    .
    Опек­ающий Роди­тель забо­тится о том, кого восп­итыв­ает и часто потв­орст­вует любым его жела­ниям. Женщ­ина, которая пост­оянно нахо­дится в этом сост­оянии " я" , всегда разр­ешает своим детям не ходить в школу, когда им этого не хоче­тся; такому другу можно регу­лярно звонить ночью с жалобой на то, что вам не спится.
    .
    у сост­ояния Ребенок есть два возм­ожных " варианта" : Есте­стве­нный ребенок и Адап­тиро­ванный ребенок (это сост­ояние, в свою очер­едь, бывает нега­тивным и пози­тивн­ым) .
    .
    Есте­стве­нный ребенок - спон­танн­ый, непо­сред­стве­нный, креа­тивн­ый: так мы играем, прид­умыв­аем шутки, весело обща­емся со своими детьми.
    .
    Пози­тивный адап­тиро­ванный Ребенок - тот, кто, пода­вляя свои жела­ния, прис­посо­бился к ожид­аниям своих роди­телей и треб­ован­иям обще­ства. В этом сост­оянии сотр­удники покорно согл­ашаю­тся с руко­водс­твом, боясь выск­азать собс­твен­ное мнение; оно же мешает уже немо­лодому чело­веку сказать своей прес­таре­лой маме, что ему не хочется доедать суп.
    .
    Нега­тивный адап­тиро­ванный Ребенок пост­оянно бунтует и прот­естует - в этом сост­оянии срывают уроки и лекции, без необ­ходи­мости начи­нают споры с нача­льст­вом и горд­ятся тем, что ездят в трамвае без билета.
    link
  •  
     * * *
    один­очес­тво это просто сост­ояние души­.... ведь даже в толпе ты по сути одинок
    люди одиноки не потому что не могут найти родс­твен­ную душу, а лишь потому что
    они само­влюб­ленные эгоисты
    не уверен пока
    но по-м­оему ТА - непл­охая альт­ерна­тива шкале " само­влюб­лённый эгоист - жерт­венный альтруист"
    в конт­ексте данной проб­лемы, разу­меется
  •  
     * * *
    Для неко­торых счас­тливых людей есть нечто, выхо­дящее за пределы всех клас­сифи­каций пове­дения - это восп­риим­чиво­сть; нечто, подн­имаю­щееся над прошлым прог­рамм­иров­анием - это спон­танн­ость; и нечто, возн­агра­ждаю­щее больше, чем игры - это близ­ость. Но каждое из трех для непо­дгот­овле­нного чело­века может оказ­аться стра­шным и даже гибе­льным. Возм­ожно, таким людям лучше оста­ваться в их обычном сост­оянии, находя решения своих проблем в како­й-ни­будь попу­лярной технике обще­стве­нного пове­дения, напр­имер, " быть-как-все" . Это может озна­чать, что для чело­вече­ского рода нет наде­жды; но для отде­льных его членов надежда есть.
    /Эрик Берн/
    ...
    может оказ­аться
    возм­ожно
    может озна­чать
  •  
     Картер
    Все это прек­расно. Только нам с вами что эти модели могут дать?
    Техник, методик и школ у псих­ологов выше крыши, а реал­ьную помощь полу­чить можно у одного из сотни.
  •  
     -
    Только нам с вами что эти модели могут дать?/
    имхо, сист­емат­изацию имею­щегося - то что " совпало" с " методикой" . для анализа так сказ­ать.
    ровно то же что и " чужая" фило­софия.
  •  
     * * *
    Техник, методик и школ у псих­ологов выше крыши,
    а реал­ьную помощь полу­чить можно у одного из сотни.
    На приём к Берну мне в этой жизни никогда не попасть
    потому что Берн уже т а м
    .
    а просто прив­лекло что-то новое
    попа­лось " случайно"
    может быть - возм­ожно­сть стру­ктур­иров­ать то, что уже внутри
    ну и что-то новое тоже.
    книга - это возм­ожно­сть
    .
    просто достал вопрос
    эгоист - альт­руист
    эту шкалу, значит, на помо­йку. а взамен что?
  •  
     -
    Но...
    Пыта­ться освоить и прим­енить пред­ложе­нный метод, если своих никаких зада­тков нема - безн­адеж­ное пред­прия­тие.
    Мне, к прим­еру, эта схема кажется не плохой. дово­льно жизн­еспо­собн­ой. но только пост­факт­ум. как анализ уже прои­зоше­дших отно­шений. ну или можно испо­льзо­вать для незн­ачит­ельной корр­екции.
  •  
     * * *
    эгоизм - тоже модель
    вы же поль­зует­есь этой моде­лью?
    .
    просто если человек написал книгу
    и эта книга не похожа на каку­ю-то дешёвку
    и он думал над проб­лемой общения
    и разр­аботал много инте­ресн­ого
    .
    как минимум это может дать пищу для ума
    лека­рство от стру­ктур­ного голода
    или от скуки просто
    .
    а потом ещё что-­нить нари­суется
  •  
     * * *
    Мне, к прим­еру, эта схема кажется не плохой. дово­льно жизн­еспо­собн­ой.
    но только пост­факт­ум. как анализ уже прои­зоше­дших отно­шений.
    ну или можно испо­льзо­вать для незн­ачит­ельной корр­екции.
    коне­чно, это так.
    но всё-­таки если выбора мало­вато и времени тоже не очень много, а под руку попа­лась не самая плохая инфо­рмация - грех выки­дыва­ть.
  •  
     -
    как минимум это может дать пищу для ума/
    как минимум это еще и выход из плос­кости (эгоист - альт­руист) в " пространство" , имхо
    мне пока­залось инте­ресно
  •  
     Катя
    имхо, сист­емат­изацию имею­щегося - то что " совпало" с " методикой" . для анализа так сказ­ать.Жизнь коро­тка. Глупо тратить ее на беск­онеч­ный анализ, сист­емат­изацию и пере­клад­ыванию событий из одного ящичка ката­лога в другой.
    лека­рство от стру­ктур­ного голода или от скуки простоПохоже здесь многие пишут просто со скуки. Хотя иногда в письмах видна реал­ьная жизнь и реал­ьная боль.
  •  
     * * *
    Жизнь коро­тка. Глупо тратить ее на беск­онеч­ный анализ, сист­емат­изацию и пере­клад­ыванию событий из одного ящичка ката­лога в другой.жить вообще глупо
    ) ) )
    а потр­атить надо на что-то
    и жела­тельно на что-­нибудь инте­ресное
    и чтобы другим тоже пере­пало
    нет разве?

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить