.../.../Иосиф Бродский Не выходи из комнаты, не совершай …

  •  
     |ро|
    Иосиф Бродский
    Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
    Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
    За дверью бессмысленно все, особенно -- возглас счастья.
    Только в уборную -- и сразу же возвращайся.
    О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
    Потому что пространство сделано из коридора
    и кончается счетчиком. А если войдет живая
    милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
    Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
    Что интересней на свете стены и стула?
    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более -- изувеченным?
    О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
    в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
    В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
    Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
    Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
    догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
    Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
    слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
    <стихи про одиночество>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Ивакин
    Неож­идан­ное стих­отво­рение. Никогда не любил Брод­ского. Он всегда казался неживым и холо­дным. Но иногда возн­икает вот такое нечто и приз­адум­ывае­шься.
    Хотя ощущ­ение нежи­вого никуда не делось.
  •  
     Ивакин
    Да и еще. Сига­реты шипка были редк­остной гадо­стью. Ходила легенда что болгары делали ее из водр­ослей из экон­омии табака. Враки конечно но Шипка была дрянью.
  •  
     Александр
    Очень интровертный, асоциальный стих, как раз под такое настроение..) Бродского не читал, но этот понравился
    •  
       Мбвана
      Ну так почитайте. Хотя разделяю мнение предыдущего оратора. Он холодный и отстраненный как будто смотрит на все со стороны. Что-то в этом нездоровое.
  •  
     Л о я
    Из цикла Вредные советы от Иосифа
    или пятое измерение социопатии вперемешку с бытовой утварью.
    Но... гениально, особенно для тех кто знаком.
    Да и в целом.

    зы особенно после паразитов
  •  
     Л о я
    56 минуту назад Джон в своем блоге написал такую вот кавер версию
    ...
    - Почему мы сидим в этой тёмной комнате? - спрашивает меня взволнованно молодость. - Почему мы не хотим открыть дверь и выйти в этот удивительный мир?!
    - Наверное, потому, - отвечаю я, припав глазом к щели у косяка, - наверное потому, что за дверью нас ждёт твой папаша-психопат с ружьём, выжженная апачами прерия, сто миль пешком под палящим солнцем и, скорее всего, некрасивая смерть. Плюс гремучие змеи, чуть не забыл.(Джон)

    т.е. их должно быть как минимум двое (Джон и Молодость) , (Иосиф и ?) с одной стороны и все остальное(папаша­-психопат)­ с другой. (так бы сказал литературный критик и добавил бы еще много чего)
  •  
     Л о я
    и добавил бы еще много чего)В порывах неистовой критики он часто забывается и забывает о том, что лучшее враг хорошего. Да и вообще врак.
    Люди не будьте.
    Не будьте враками себе и другим.
    Сидите тихо и не выходите из комнаты.
  •  
     Макс
    ИБ терпеть не мог сидеть дома.
    Поэтому все стихотворение надо читать "от обратного".
  •  
     olga
    Стихотворение пронзительное по чувствам, хотя, конечно, не знаю о подлинных чувствах И.Бродского в момент написания. Может быть, и преувеличиваю, но меня очень затронуло.
    "Не выходи из комнаты, ...
    Зачем тебе Солнце...
    За дверью бессмысленно все, особенно -- возглас счастья.
    ...
    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более -- изувеченным? ..."
    Это ощущение бессмысленности и уязвимости мне знакомо.
  •  
     Юра и Витя
    не знаю о подлинных чувствах И.Бродского в момент написания.Может
    Карантину посвящается.
    •  
       olga
      Может
      Карантину посвящается.


      Да, просто здесь люди написали о его холодности - мне так не показалось.
      •  
         Адель
        люди написали о его холодностиНе знаю. Если и холод, то обжигающий. По-моему.
        У меня Бродский совершенно с холодом не ассоциируется.
      •  
         Мбвана
        У меня ассоциируется.
        Мне иногда кажется, что это чисто питерско-ленингр­адская­ школа. Отстраненность и холодность.
        •  
           olga
          Думая над комментариями, наткнулась в интернете на статью Игоря Ефимова “Солженицын читает Бродского”, где как раз об этом:

          “… В статье Солженицына многократно говорится о душевном холоде Бродского, о сухости его эмоционального мира. Но каким же образом этот холод мог рождать в его читателях такой душевный жар? Думается, жар этот сродни тому волнению, с которым весь мир следил за полетом Линдберга, за походом Амундсена. Человек брел к Южному полюсу во мраке, в диком холоде, и мы точно знали, что ничего полезного он там не найдет. Никто не собирался последовать за ним во мрак и холод. Мужественный вызов ледяной пустыне — вот что восхищало людей в Амундсене. …”
          •  
             Адель
            Человек брел к Южному полюсу во мраке, в диком холоде, и мы точно знали, что ничего полезного он там не найдет.Эхо снова настойчиво отразилось от толщи пропасти. Странно, подумалось путнику, сколько же я уже стою вот тут на краю? А может я уже давно падаю... Но бездна ничего не ответила. И снова ушла по своим делам... плита... молоко... кастрюльки... фарш
            •  
               Мбвана
              И снова ушла по своим делам... плита... молоко... кастрюльки... фаршнекошерно
              •  
                 Адель
                некошерноИзвините. Я не Бродский, я другой.
                Опять это провокационное сообщение про 50 символов.
                А между тем уже почти "пришла и оторвала голову нам..." и грачи прилетели и лед уже практически тронулся, господа...
                Бродский он не такой как все, он так и не научился пользоваться местами общего пользования.

                Разница в упущенных деталях.
        •  
           olga
          У меня ассоциируется.
          Мне иногда кажется, что это чисто питерско-ленингр­­адская­­ школа. Отстраненность и холодность.

          Может, это и школа. А еще, также и "в защиту питерцев-ленингр­адцев"­ в этом смысле, и вообще людей, кажущихся такими - отстраненность или видимость холодности иногда возникает, на мой взгляд, когда соприкосновение с чувствами болезненно, поэтому человек от них пытается отстраниться, но это не значит, что он "холодный". Он может так восприниматься окружающими.
          Вот очень лиричное, по-моему, стихотворение Бродского, о Ленинграде:

          Вот я вновь посетил
          эту местность любви, полуостров заводов,
          парадиз мастерских и аркадию фабрик,
          рай речный пароходов,
          я опять прошептал:
          вот я снова в младенческих ларах.
          Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

          Предо мною река
          распласталась под каменно-угольным дымом,
          за спиною трамвай
          прогремел на мосту невредимом,
          и кирпичных оград
          просветлела внезапно угрюмость.
          Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

          Джаз предместий приветствует нас,
          слышишь трубы предместий,
          золотой диксиленд
          в черных кепках прекрасный, прелестный,
          не душа и не плоть --
          чья-то тень над родным патефоном,
          словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

          В ярко-красном кашне
          и в плаще в подворотнях, в парадных
          ты стоишь на виду
          на мосту возле лет безвозвратных,
          прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,
          и ревет позади дорогая труба комбината.

          Добрый день. Ну и встреча у нас.
          До чего ты бесплотна:
          рядом новый закат
          гонит вдаль огневые полотна.
          До чего ты бедна. Столько лет,
          а промчались напрасно.
          Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

          По замерзшим холмам
          молчаливо несутся борзые,
          среди красных болот
          возникают гудки поездные,
          на пустое шоссе,
          пропадая в дыму редколесья,
          вылетают такси, и осины глядят в поднебесье.

          Это наша зима.
          Современный фонарь смотрит мертвенным оком,
          предо мною горят
          ослепительно тысячи окон.
          Возвышаю свой крик,
          чтоб с домами ему не столкнуться:
          это наша зима все не может обратно вернуться.

          Не до смерти ли, нет,
          мы ее не найдем, не находим.
          От рожденья на свет
          ежедневно куда-то уходим,
          словно кто-то вдали
          в новостройках прекрасно играет.
          Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.

          Значит, нету разлук.
          Существует громадная встреча.
          Значит, кто-то нас вдруг
          в темноте обнимает за плечи,
          и полны темноты,
          и полны темноты и покоя,
          мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.

          Как легко нам дышать,
          оттого, что подобно растенью
          в чьей-то жизни чужой
          мы становимся светом и тенью
          или больше того --
          оттого, что мы все потеряем,
          отбегая навек, мы становимся смертью и раем.

          Вот я вновь прохожу
          в том же светлом раю -- с остановки налево,
          предо мною бежит,
          закрываясь ладонями, новая Ева,
          ярко-красный Адам
          вдалеке появляется в арках,
          невский ветер звенит заунывно в развешанных арфах.

          Как стремительна жизнь
          в черно-белом раю новостроек.
          Обвивается змей,
          и безмолвствует небо героик,
          ледяная гора
          неподвижно блестит у фонтана,
          вьется утренний снег, и машины летят неустанно.

          Неужели не я,
          освещенный тремя фонарями,
          столько лет в темноте
          по осколкам бежал пустырями,
          и сиянье небес
          у подъемного крана клубилось?
          Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.

          Кто-то новый царит,
          безымянный, прекрасный, всесильный,
          над отчизной горит,
          разливается свет темно-синий,
          и в глазах у борзых
          шелестят фонари -- по цветочку,
          кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

          Значит, нету разлук.
          Значит, зря мы просили прощенья
          у своих мертвецов.
          Значит, нет для зимы возвращенья.
          Остается одно:
          по земле проходить бестревожно.
          Невозможно отстать. Обгонять -- только это возможно.

          То, куда мы спешим,
          этот ад или райское место,
          или попросту мрак,
          темнота, это все неизвестно,
          дорогая страна,
          постоянный предмет воспеванья,
          не любовь ли она? Нет, она не имеет названья.

          Это -- вечная жизнь:
          поразительный мост, неумолчное слово,
          проплыванье баржи,
          оживленье любви, убиванье былого,
          пароходов огни
          и сиянье витрин, звон трамваев далеких,
          плеск холодной воды возле брюк твоих вечношироких.

          Поздравляю себя
          с этой ранней находкой, с тобою,
          поздравляю себя
          с удивительно горькой судьбою,
          с этой вечной рекой,
          с этим небом в прекрасных осинах,
          с описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

          Не жилец этих мест,
          не мертвец, а какой-то посредник,
          совершенно один,
          ты кричишь о себе напоследок:
          никого не узнал,
          обознался, забыл, обманулся,
          слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

          Слава Богу, чужой.
          Никого я здесь не обвиняю.
          Ничего не узнать.
          Я иду, тороплюсь, обгоняю.
          Как легко мне теперь,
          оттого, что ни с кем не расстался.
          Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.

          Поздравляю себя!
          Сколько лет проживу, ничего мне не надо.
          Сколько лет проживу,
          сколько дам на стакан лимонада.
          Сколько раз я вернусь --
          но уже не вернусь -- словно дом запираю,
          сколько дам я за грусть от кирпичной трубы и собачьего лая.
          •  
             Екатерина
            Почитала полную биографию Бродского.
            Тяжелая все - таки у него была судьба.
            Жаль, что в Советское время многим поэтам и литераторам в России было не место.

            Были, конечно, положительные стороны жизни в СССР, но творческим людям жилось нелегко.
  •  
     Екатерина
    Да, стихотворение со смыслом.
    Но на меня, если честно, грусть навевает.
    Я его понимаю так, что человек ощущал бессмысленность существования и предпочел бы совсем не покидать своей комнаты.

    "Зачем одеваться - если потом снова раздеваться".(Эт­а фраза из той же " оперы") .
    Одна моя подруга так говорит про мужчин, которые всю жизнь валяются на диване и ничего не хотят в жизни.
    •  
       Адель
      Зачем одеваться - если потом снова раздеватьсяЕкатерин, сложно все!
      Попробуйте посмотреть с другой стороны "Зачем раздеваться - если потом снова одеваться".
      Возможно тогда вы станете чуть ближе к истине.
      •  
         Екатерина
        Попробуйте посмотреть с другой стороны "Зачем раздеваться - если потом снова одеваться".

        Можно и так. Смысл, по - моему, не особо поменялся.
        •  
           Мбвана
          Можно и так. Смысл, по - моему, не особо поменялся.Разница в упущенных деталях.
          •  
             Екатерина
            Зачем это "перетирать " так долго.
            По - моему стихи и советы Бродского очень вредные. Они склоняют к ничегонеделанию.
            •  
               Тимур
              По - моему стихи и советы Бродского очень вредные. Они склоняют к ничегонеделанию.Хочется ответить вам строками другого советско-российс­кого поэта:
              "Екатерина, ты была не права"(c)
            •  
               Мбвана
              По - моему стихи и советы Бродского очень вредные. Они склоняют к ничегонеделанию.Прокурор по делу тунеядца Бродского был того же мнения.
              •  
                 Екатерина
                Спасибо за поддержку.

                Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
                •  
                   Мбвана
                  Весь советский народ и передовая общественность вас поддерживает в мнении о тунеядстве Бродского.
  •  
     Екатерина
    Весь советский народ и передовая общественность вас поддерживает в мнении о тунеядстве Бродского. ".

    Мне почему - то кажется, что вы серьезным совершенно быть не умеете.
    Эдакий ходячий кладезь шуток и иронии.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить