.../.../Про одиночество имеет смысл рассуждать потому, …

  •  
     ...
    Про одиночество имеет смысл рассуждать потому, что одиночество - это состояние, способное чрезвычайно сильно повлиять на психику человека, изменить все мировосприятие, и подчас в пагубную (и предельно пагубную) сторону. " Не хорошо человеку быть одному" - относящаяся к Адаму мысль Господа перед созданием второго человека, Евы.
    Настоящее одиночество - чрезвычайно серьезное испытание. Предельное страдание от одиночества перенес сам Господь в ночь пленения в Гефсиманском саду. Страшное напряжение души и духа привело к тому, что у Господа по щекам тек кровавый пот… Из-за этого же Он, будучи распят на Кресте, воскликнул: " Боже, Боже мой, зачем ты меня оставил?" Но это самая тяжелая форма одиночества - состояние оставленности Богом. Об этом чуть позднее.
    Состояние оставленности людьми или дорогим человеком, - более легкие варианты, но и они способны привести к очень сильным переживаниям и отчаянию.
    Люди разного склада по-разному чувствительны к одиночеству. Есть люди самодостаточные, которым не нужно никакого окружения и общения - им хорошо с самими собой. Это могут быть и эгоисты, и отшельники. Первым одиночество нужно, потому что они не хотят любить, то есть жертвовать чем-то ради кого-то. Вторым - потому что страдают от недостатка любви в себе по отношению к другим и временно покидают общество, чтобы научиться жертвенности через добровольное перенесение испытаний наедине с Учителем и Источником любви - Богом.
    Если одиночество уже свершилось как факт - остается только вопрос, как его пережить. Одиночество не всегда зависит от окружающей обстановки. Одиночество - состояние души, а не окружения. Обстановка может это состояние только спровоцировать, а может оно и просто прийти само - одиночество среди людей, которые, как кажется, тебя не понимают. В сущности, что бросили тебя, что забыли, что не поняли - все сводится к одному: не с кем поделиться чем-то дорогим и сокровенным, некому понять и пожалеть. Это страдание от недостатка любви к себе. В духовном отношении это вторая ступенька заповедей блаженств - " Блаженны плачущие" - ищущие любви.
    Вот в этот момент важно найти правильный ориентир. Так уж устроены люди, что лучики любви в них то ярче, то тише, то загораются, то гаснут. И нельзя в поисках любви требовать от людей невозможного. Эта ошибка часто и приводит к трагедиям. Но при этом нельзя и относиться ко всему человечеству с презрением.
    Вообще, вне духовного плана все рассуждения о человеке и человечестве - тупиковая философия, приводящая к куче нерешенных вопросов. Духовное же рассуждение невозможно, если не включить в круг общения человека личность Бога.
    Различные религиозные конфессии взаимоотношения человека и Бога представляют себе по-разному. Это - самое главное различие религий. При том, что в вопросах общечеловеческой нравственности может быть много общего. Но на вопрос о посмертной судьбе человека (главный вопрос любой религии) влияет именно то, каким видит Бога эта религия. Варианты существуют самые разные. Бог разных вер может быть и грозным тираном, и судьей, следящим за абсолютной справедливостью происходящего, и недоступным людям безликим вселенским божеством - космической энергией, и абсолютно доступным домашним божком, с которым нужно только суметь договориться. Православие видит в Боге прежде всего любящего Отца. А людей - детьми большой Небесной Семьи-Царства. Да, Бог православных христиан - и судья, и мздовоздаятель, и наполняющий Вселенную Творец мироздания. И одновременно Он абсолютно доступен, потому что главное в Нем, что Он - Любовь.
    Вы можете быть одиноким с тираном, с судьей; для вашего диалога недоступна вселенская энергия (раз она лишь безликая сила) ; вам будет одиноко при магазинных взаимоотношениях с домашним божком (вы ему - жертву, он вам - благополучие) . Но с Любовью вы не будете одиноки никогда. Да, в Православии вам не пообещают ни благополучия, ни власти, ни славы. Но там вы найдете иное счастье - детскую радость быть любимым. Причем вы не рискуете эту радость потерять и остаться одинокими: Бог? Отец всегда рядом, и в земной жизни, и в посмертной, вечной. Для ощущения этой радости от вас потребуется только взаимность.
    Почему люди не находят этой радости? Потому что не хотят быть взаимными в любви. Именно не хотят, а не не умеют. Осознание этого неумения приводит к покаянию, и Бог принимает и утешает кающегося, и дает ему силы на самопожертвовани­е. Без самопожертвовани­я любви не бывает. Именно нежелание жертвовать собой ставит препятствие к любви. Бог христиан жертвует Собой ради людей самым предельным образом - это знает всякий, кто прочитал Евангелие.
    Одиночество человека среди мира людей возможно. Даже неизбежно. И чем мы старше, тем больше мы понимаем эту горькую истину, причина которой - нехватка любви в людях (называется -грех) . Нехватки любви у Бога-Любви быть не может. Поэтому в духовном мире (по крайней мере, мире Православной веры) одиночества нет. Может быть лишь временная разлука, чаще всего - по нашей вине. Помните? - " Любовь не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви" .
    /Священник Антоний Коваленко/
    link
    <одиночество - данность>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить