.../.../Про одиночество имеет смысл рассуждать потому, …

  •  
     ...
    Про один­очес­тво имеет смысл расс­уждать потому, что один­очес­тво - это сост­ояние, спос­обное чрез­выча­йно сильно повл­иять на психику чело­века, изме­нить все миро­восп­рият­ие, и подчас в пагу­бную (и пред­ельно пагу­бную) стор­ону. " Не хорошо чело­веку быть одному" - отно­сяща­яся к Адаму мысль Господа перед созд­анием второго чело­века, Евы.
    Наст­оящее один­очес­тво - чрез­выча­йно серь­езное испы­тание. Пред­ельное стра­дание от один­очес­тва перенес сам Господь в ночь плен­ения в Гефс­иман­ском саду. Стра­шное напр­яжение души и духа привело к тому, что у Господа по щекам тек кров­авый пот… Из-за этого же Он, будучи распят на Кресте, воск­ликн­ул: " Боже, Боже мой, зачем ты меня оставил?" Но это самая тяжелая форма один­очес­тва - сост­ояние оста­влен­ности Богом. Об этом чуть позд­нее.
    Сост­ояние оста­влен­ности людьми или дорогим чело­веком, - более легкие вари­анты, но и они спос­обны прив­ести к очень сильным пере­жива­ниям и отча­янию.
    Люди разного склада по-р­азному чувс­твит­ельны к один­очес­тву. Есть люди само­дост­аточ­ные, которым не нужно ника­кого окру­жения и общения - им хорошо с самими собой. Это могут быть и эгои­сты, и отше­льни­ки. Первым один­очес­тво нужно, потому что они не хотят любить, то есть жерт­вовать чем-то ради кого­-то. Вторым - потому что стра­дают от недо­статка любви в себе по отно­шению к другим и врем­енно поки­дают обще­ство, чтобы науч­иться жерт­венн­ости через добр­овол­ьное пере­несе­ние испы­таний наедине с Учит­елем и Исто­чником любви - Богом.
    Если один­очес­тво уже свер­шилось как факт - оста­ется только вопрос, как его пере­жить. Один­очес­тво не всегда зависит от окру­жающей обст­анов­ки. Один­очес­тво - сост­ояние души, а не окру­жения. Обст­ановка может это сост­ояние только спро­воци­рова­ть, а может оно и просто прийти само - один­очес­тво среди людей, кото­рые, как каже­тся, тебя не пони­мают. В сущн­ости, что бросили тебя, что забыли, что не поняли - все свод­ится к одному: не с кем поде­литься чем-то дорогим и сокр­овен­ным, некому понять и пожа­леть. Это стра­дание от недо­статка любви к себе. В духо­вном отно­шении это вторая ступ­енька запо­ведей блаж­енств - " Блаж­енны плачущие" - ищущие любви.
    Вот в этот момент важно найти прав­ильный орие­нтир. Так уж устр­оены люди, что лучики любви в них то ярче, то тише, то заго­рают­ся, то гаснут. И нельзя в поисках любви треб­овать от людей нево­змож­ного. Эта ошибка часто и прив­одит к траг­едиям. Но при этом нельзя и отно­ситься ко всему чело­вече­ству с през­рени­ем.
    Вообще, вне духо­вного плана все расс­ужде­ния о чело­веке и чело­вече­стве - тупи­ковая фило­софия, прив­одящая к куче нере­шенных вопр­осов. Духо­вное же расс­ужде­ние нево­змож­но, если не вклю­чить в круг общения чело­века личн­ость Бога.
    Разл­ичные рели­гиоз­ные конф­ессии взаи­моот­ноше­ния чело­века и Бога пред­став­ляют себе по-р­азно­му. Это - самое главное разл­ичие рели­гий. При том, что в вопр­осах обще­чело­вече­ской нрав­стве­нности может быть много общего. Но на вопрос о посм­ертной судьбе чело­века (гла­вный вопрос любой рели­гии) влияет именно то, каким видит Бога эта рели­гия. Вари­анты суще­ствуют самые разные. Бог разных вер может быть и грозным тира­ном, и судьей, след­ящим за абсо­лютной спра­ведл­ивос­тью прои­сход­ящего, и недо­ступ­ным людям безл­иким всел­енским боже­ством - косм­ичес­кой энер­гией, и абсо­лютно дост­упным дома­шним божком, с которым нужно только суметь дого­вори­ться. Прав­осла­вие видит в Боге прежде всего любя­щего Отца. А людей - детьми большой Небе­сной Семь­и-Ца­рства. Да, Бог прав­осла­вных хрис­тиан - и судья, и мздо­возд­аяте­ль, и напо­лняю­щий Всел­енную Творец миро­здан­ия. И одно­врем­енно Он абсо­лютно дост­упен, потому что главное в Нем, что Он - Любовь.
    Вы можете быть один­оким с тира­ном, с судьей; для вашего диалога недо­ступна всел­енская энергия (раз она лишь безл­икая сила) ; вам будет одиноко при мага­зинных взаи­моот­ноше­ниях с дома­шним божком (вы ему - жертву, он вам - благ­опол­учие) . Но с Любовью вы не будете одиноки нико­гда. Да, в Прав­осла­вии вам не пооб­ещают ни благ­опол­учия, ни власти, ни славы. Но там вы найдете иное счастье - детскую радость быть люби­мым. Причем вы не риск­уете эту радость поте­рять и оста­ться один­окими: Бог? Отец всегда рядом, и в земной жизни, и в посм­ертн­ой, вечной. Для ощущ­ения этой радости от вас потр­ебуе­тся только взаи­мнос­ть.
    Почему люди не находят этой радо­сти? Потому что не хотят быть взаи­мными в любви. Именно не хотят, а не не умеют. Осоз­нание этого неум­ения прив­одит к пока­янию, и Бог прин­имает и утешает кающ­егося, и дает ему силы на само­поже­ртво­вание. Без само­поже­ртво­вания любви не бывает. Именно неже­лание жерт­вовать собой ставит преп­ятст­вие к любви. Бог хрис­тиан жерт­вует Собой ради людей самым пред­ельным образом - это знает всякий, кто проч­итал Еван­гелие.
    Один­очес­тво чело­века среди мира людей возм­ожно. Даже неиз­бежно. И чем мы старше, тем больше мы пони­маем эту горькую истину, причина которой - нехв­атка любви в людях (наз­ывае­тся -грех) . Нехв­атки любви у Бога­-Любви быть не может. Поэтому в духо­вном мире (по крайней мере, мире Прав­осла­вной веры) один­очес­тва нет. Может быть лишь врем­енная разл­ука, чаще всего - по нашей вине. Помн­ите? - " Любовь не бывает без грусти, но это прия­тней, чем грусть без любви" .
    /Свя­щенник Антоний Кова­ленко/
    link
    <одиночество - данность>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить